БАЛЛАСТ – ПОД КОНТРОЛЕМ Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области откликнулось на публикацию газеты

 

«Балласт – дело серьезное» – так называлась статья, опубликованная в газете «Губернские ведомости» № 83 (3770) от 12 мая 2011 года. В ней мы поднимали проблемы, связанные с радиационной безопасностью балластных вод, которые в весьма значительных объемах сбрасываются в Заливе Анива и Татарском проливе танкерами и газовозами. Эти громадные суда регулярно приходят для приемки углеводородного сырья с сахалинских шельфовых месторождений, которое затем доставляется и порты Японии. В связи с обрушившимся на эту страну в марте нынешнего года стихийным бедствием и последовавшими затем авариями на ряде местных атомных электростанций нашими моряками, компаниями-операторами шельфовых проектов был усилен контроль за забором и сбросом балластных вод.


На публикацию газеты откликнулась министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья САЛАЕВА, которая отметила актуальность поднятой газетой темы и предложила расширить ее, затронув еще одну серьезную проблему. Теперь речь идет о том, что с балластными водами к нам попадают и обитатели южных морей. И эти, так называемые инвазивные (чужеродные) виды могут довольно негативно повлиять на экологическую обстановку в прибрежной зоне Сахалина.

Действительно,  распространение инвазивных (чужеродных) видов представляет определенную опасность и возможно не только в морской среде. Например, на суше появление «переселенцев» возможно при восстановлении растительности на поврежденных полосах отвода, где ранее прокладывались трубопроводы и дороги, возводились временные поселки строителей и др. Для управления происходящими здесь процессами компании «Сахалинская Энергия»  и «Эксон Нефтегаз Лимитед» проводят на территории Сахалинской области мониторинг полосы отвода. В ходе таких наблюдений специалисты определяют агрессивные виды растительности, а также своеобразный «порог» их распространения, при достижении которого необходимо принимать меры для устранения негативного воздействия «переселенцев» на экологию Сахалина. А меры эти могут быть самыми серьезными – вплоть до уничтожения чужеродных видов растительности и специальной обработки пораженных территорий.


Иным путем распространяются морские «переселенцы». Попав в танки судов во время перехода в Японском море, они затем оказываются, например, в заливе Анива при сбросе балластных вод в порту «Пригородное». О том, насколько масштабен подобный «переезд» можно судить по такому факту: в среднем ежемесячно здесь сбрасывается около 1 млн. тонн балластной воды. К сожалению, сегодня в нашей стране еще не существует нормативной базы, регламентирующей контроль балластных вод. Россия пока также не ратифицирована и международную (2004г.) Конвенцию о контроле судовых балластных вод и осадков, управлении ими. Однако местные органы власти уже предприняли меры для решения актуальной проблемы. В частности, при проведении общественных слушаний по проекту «Сахалин-2», была достигнута взаимная договоренность между правительством области и компанией-оператором о необходимости организации работы по мониторингу и контролю балластных вод в порту Пригородное. Компания взяла за себя такие обязательства и официально их зафиксировала в 2001-2002гг. в материалах технико-экономического обоснования строительства второго этапа (ТЭОС) проекта «Сахалин-2». Ею также разработан и утвержден «Порядок регламентирования сброса балластных вод с судов для перевозки СПГ и нефтеналивных танкеров в заливе Анива». Им, в частности, определяется, что смена балластных вод должна производиться судами только в открытом море. При этом сброс выполняется на расстоянии не менее 50 морских миль от ближайшего берега и при глубине моря не менее 200 метров. Данное условие полностью соответствует названной выше международной Конвенции 2004 года.


В компании организован и контроль за тем, как реализуется установленный порядок. Для этого проводятся проверки журнала учета водного балласта, выполняется и отбор проб балластных вод для последующего экспресс-анализа химико-физических показателей.  В частности, капитан судна предоставляет в компанию «Сахалинская Энергия» отчет о смене балластных вод. А в ходе экспресс-анализа балластных вод определяется их соленость, наличие растворенных цветных органических материалов и нефтепродуктов. Необходимо подчеркнуть, что только после подтверждения надлежащей замены балластных вод и по результатам экспресс-анализа капитану судна дается разрешение на последующую загрузку углеводородов (сырой нефти или сжиженного природного газа) и сброс балластных вод в порту Пригородное. Для справки отметим: в 2009 году в порту Пригородное было отгружено 140 танкеров и газовозов, в 2010 году -  234 танкера и газовоза. Все они были проверены на соответствие замены балластных вод установленному порядку.

Проблема появления в нашей морской акватории чужих, а возможно и потенциально опасных видов по-прежнему актуальна. Для повышения эффективности контроля за ситуацией компания «Сахалинская Энергия» дополнительно осуществляет и отбор проб балластных вод на биологические показатели. Однако, по мнению правительства Сахалинской области, отбор проб на биотестирование в порту Пригородное производился в недостаточном объеме и необходимо его увеличение.  Например, в 2009 году при ста загруженных танкерах подобный отбор проб производился здесь только на четырех судах. В связи с этим министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области в мае 2010 года инициировало рассмотрение вопроса о контроле качества балластных вод на заседании отдельной рабочей группы по сохранению биоразнообразия. Компании «Сахалинская Энергия», в частности, было рекомендовано проводить мероприятия по мониторингу балластных и морских вод в заливе Анива в расширенном объеме. В июне 2010 года этот же вопрос рассмотрел экологический совет области, а также островные законодатели – на одном из заседаний Сахалинской Думы.  В результате компанией-оператором увеличены мероприятия по контролю качества балластных вод и начата подготовка к разработке Стратегии по обращению с балластными водами и Списка опасных инвазивных видов. В итоге, если в 2010 году отбор проб для биотестирования выполнили на 40 судах из 200 загруженных, то уже в нынешнем году биологические пробы берутся со всех танкеров.


Необходимо отметить, что отбор проб балластных вод на биотестирование проводится в теплый период года. Именно в эту пору максимален риск акклиматизации морских «переселенцев». В холодный же сезон, по мнению специалистов, такой риск практически отсутствует, кроме  того, из-за низких температур сильно затруднено и использование оборудования для отбора проб.


К настоящему времени случаев распространения инвазивных видов в заливе Анива не зарегистрировано.